Успех с детства: инструкция по применению

25 апреля 2017 (вторник), 19:32
Статья Корпорации Марс-Тефо, о применении игровых технологий в обучении

Успех с детства: инструкция по применению

 

Под воздействием новых технологий мир стремительно меняется и этот процесс остановить невозможно. Сегодня темп этих изменений нарастает с каждым днем. Всего за один век человечество сделало колоссальный прорыв: сначала появился телеграф, потом телефон, который со временем стал повсеместным явлением, потом и мобильный телефон появился в каждом кармане, спутниковая связь связала практически любые точки на видимой поверхности Земли. Меняются технологии, а вместе с ними и привычный наш повседневный образ действий. Мы по-другому мыслим, воспринимаем визуальную и текстовую информацию, то что вчера казалось фантастическим — сегодня привычно даже детям.

Естественным образом появляются новые сферы деятельности, а до этого знакомые отрасли изменяются до неузнаваемости. Как это отражается на рынке труда? Меняется облик привычных профессий, а с ним и набор компетенций, востребованных в каждой из них. Нарастает разрыв между дефицитом компетентных сотрудников, на которых существует большой спрос и ростом невостребованных на рынке труда специалистов, в том числе с высшим образованием и опытом работы. Как пример, можно привести активно развивающуюся отрасль беспилотных летательных аппаратов, которая нуждается в программистах и инженерах более высокого, нового уровня, способных находить оригинальные решения для поставленных перед ними сложных задач, что дает неизменно высокий результат.

Давайте обратимся к привычной нам деятельности. Кто такой хирург сегодня? Востребованный ли он специалист? Да. Уже сегодня хирургия значительно продвинулась вперед: первый медицинский робот, помощник хирурга, называется Da Vinci, он управляется человеком и имеет четыре руки. Одна из «рук» робота ведет видеосъемку оперируемого участка, две другие «руки» управляются хирургом в режиме реального времени, а четвертая «рука» заменяет ассистента. И эти технологии продолжают развиваться, роботизация хирургии позволяет медикам проводить операции на расстоянии: оперируемый и робот находятся в одном городе, а врачи и система управления — в другом. Работа с таким медицинским оборудованием требует от специалиста новых новых, умения эффективно использовать полученные знания, чтобы достичь высокого результата, а это и есть компетенция. И уже в ближайшем будущем, для проектирования операции хирургу надо будет управлять мини-армией нано-роботов, что потребует знания алгоритмов программирования и близкого знакомства с образом мышления искусственного интеллекта, способного оперировать массивными блоками данных. Современный ритм развития новых технологий ставит условие - создание полного жизненного цикла изделия от проектирования любой детали и выбора материалов до утилизации изделия. В этом помогают специальные интеллектуальные системы, программное обеспечение высокого уровня, которое фактически выполняет роль одного из членов команды разработчиков системы.

И было бы странно, если в ответ на запросы современной реальности не происходили изменения в сфере образования. Теперь специалистов будущего необходимо готовить быстро и качественно, они должны обладать принципиально новыми и глубокими знаниями, поэтому привычные технологии уже не годятся. И в образование глобально входит игра, виртуальные и игровые миры, в которых каждый участник может осваивать и отрабатывать не только разные модели поведения в ситуациях, но и конкретные навыки. Начиная от управления самолетом, заканчивая ремонтом спутника и выведением его на орбиту. Игры совершают переворот в системе образования, так как ставят перед человеком реальные задачи и обучают в процессе их решения.

От повсеместного внедрения новых технологий в систему современного общего и дополнительного образования зависит будущее наших детей, чтобы через десятилетие они оказались в числе самых востребованных специалистов, а не на бирже труда. 

Для этого нужно быть в курсе того, как меняются современные профессии и что будут представлять из себя через некоторое время. Чтобы сделать процесс выбора будущей профессии более управляемым, иметь больше возможностей в будущем, необходимо:

Развивать надпрофессиональные компетенции: умение принимать решения, работать с информацией, умение получить знания (оно очень важно в современном мире, даже за рамками школы или ВУЗа — постоянное развитие и освоение нового), системное мышление, креативность, умение работать в команде. Эти компетенции развиваются в реальной деятельности, к которой школьника не всегда допускают. Как правило, мы готовы доверить ребенку несложные операции — мытье посуды, поход в магазин. А «взрослые» задачи остаются за взрослыми. И ребенок зачастую заканчивает школу и даже ВУЗ, так и не получив необходимого опыта «взрослой» деятельности.

Игра же — безопасный полигон, позволяющий допустить в модельных ситуациях школьника к очень взрослым задачам и достигнуть серьезных результатов, получив навыки взрослой жизни во время обучения в школе. Поставить игровые задачи высокого уровня, при этом дать право на ошибку и возможность переиграть ситуацию, посмотрев на нее с другой стороны — бесценно.

Ира, особенно в полноразмерных декорациях, с множеством участников, моделирует целостную деятельность, позволяя проживать ее на всех уровнях: эмоциональном, физическом, интеллектуальном. Решая задачу - расставлять приоритеты, договариваться с людьми, имеющими свои интересы. За счет такого серьезного погружения в проблему сокращается время подготовки и усвоение материала, повышается глубина и качество подготовки будущих специалистов. Часто в игре приходит понимание, как работают те или иные уже известные вещи. По аналогии с тренажером для летчиков, игра — настоящий тренажер компетенций для будущих и состоявшихся специалистов. 

Иметь возможность заглянуть в будущее профессий:

В фантастических игровых задачах можно примерить на себя деятельность любого специалиста, а игровые технологии и образовательные симуляторы позволяют побывать в роли любого специалиста, увидеть будущее профессии и попробовать себя в тех отраслях, которые еще не существуют, отрабатывая образы действий и вырабатывая отношение к той или иной деятельности. В игровой реальности можно перепробовать до 10 профессий за один год, что совершенно невозможно в жизни.

Не забудьте о мотивации! Ведь если маленький человек ничего не хочет, ему сложно будет двигаться и нужно будет все время заставлять себя учиться. Важным для мотивации мы считаем реализацию в нашей концепции следующих принципов:

  • Участие в реальном большом деле

  • Увлекательность, (так что не оторвешь, как ребенка от компьютерной игры).

  • Применение знаний сразу после их получения в реальной или игровой деятельности - лучший способ для выработки и тренировки компетенций.

За Королевым выросло целое поколение поколение инженеров, способных решать задачи высокого уровня. Игра предлагает интересные задачи нового времени. В научно-фантастическом будущем, в будущем, в котором жить нашим детям.

 

 

Другие новости