Фантастический клуб «Черный лебедь»: Как защитить детей от пропаганды?

08 июня 2018 (пятница), 18:18
В День защиты детей – 1 июня – на Станции МАРС состоялась очередная встреча Фантастического клуба об образовании «Черный лебедь».

Участники: сопредседатели клуба Александр Попов и Алексей Глебов, ведущий Павел Глухов и специально приглашенные эксперты Андрей Дерябин (MSc Social Psychology London School of Economics and Political Science, эксперт лаборатории компетентностных практик образования ГАОУ ВО МГПУ; Александр Балабанов (заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат философских наук). 

Обсудили ряд вопросов, касающихся разграничения знаний и морализаторства.

Так, участниками было высказано мнение, что получение знаний, или популяризацию науки тоже можно отнести к мягкой пропаганде. Когда мы говорим о популяризации, как об адаптации специальных знаний с целью их понимания большим количеством людей – это можно рассматривать как процесс распространения доступного знания, однако в массовых масштабах это может походить на пропаганду. По словам эксперта, демаркационная линия между просвещением и пропагандой лежит в поле предмета работы – там, где речь идет о манипуляции убеждениями человека с помощью эффективного речевого воздействия, смело можно говорить о пропаганде. В такой работе отдельно взятое мнение специально может презентоваться как некое знание, которое в силу отсутствия критического мышления и некомпетентности (что присуще детям в силу их психологической незрелости) внедряется в систему убеждения ребенка.

Эксперты обсудили вопрос, возможно ли знание без пропаганды, и как сформировать у ребенка осознанное отношение и критическое мышление по отношению к получаемой информации.

 Формирование критического мышления зависит от уровня психологического развития ребенка – то есть с чем ребенок готов справиться, а с чем нет - и требует наличия рефлексии. По мнению некоторых экспертов, образованию свойственно расслоение: есть элитное, где приветствуется индивидуальный подход к обучению, и есть массовое, где критическому мышлению нет места и наличествует пропаганда.

Участники клуба предположили, что разумные выходом из сложившейся ситуации с обширным информационном фоном, окружающим ребенка, будет введение в старших классах предмета, где школьники будут анализировать различные виды коммуникаций и проживать определенные ситуации в тренер-группах.

 

 

Другие новости